Еще со школы нам твердят, как важно знать иностранные языки. Без английского сложно построить карьеру: на нем ведется переписка с зарубежными партнерами, его используют для переговоров в заграничных командировках, большинство книг и научных статей написаны на этом международном языке. Полезно знать английский и для расширения кругозора – можно наслаждаться любимыми фильмами в оригинальной озвучке, не ждать перевода свежего бестселлера и первым смотреть новую серию любимого сериала.
Чем больше иностранных языков вы знаете, тем больше у вас возможностей. Хорошо бы владеть немецким, на котором творили Ремарк и Гессе, выучить испанский, чтобы, приехав в Барселону, восхититься красотой сооружений Гауди на родном языке великого архитектора. Полезно обратить свой интерес в сторону востока. Китайский и японский сложны, но тем более ценны вы будете как специалист.
Временами человеку, пытающемуся овладеть языком, может казаться, что у него нет к этому способностей: сложно понять чужие грамматические правила, никак не получается запомнить новые слова. Как было бы здорово, если бы можно было, как в фантастических фильмах, улучшить свою память, сделать ее более восприимчивой к иностранным фразам. А ведь это не фантастика – с помощью транскраниальной стимуляции прямым током этого можно добиться.
Ученые активно интересуются возможностями транскраниальной стимуляции. Известно, что она повышает умственные способности у здоровых людей. Поможет ли процедура учить языки? Немецкие исследователи провели эксперимент, в котором участвовало 19 добровольцев, которые согласились, чтобы во время обучения их подвергали воздействию слабого тока в 1мА. Участникам исследования крепили электроды над верхней частью височной коры левого полушария. Известно, что именно эта область играет важную роль в изучении иностранных языков. Во время сеансов ученые использовали анодную стимуляцию, повышающую возбудимость нейронов, и катодную, напротив, сдерживающую возбуждение. Также для лучшего понимания результатов проводились плацебо-сессии, во время которых участники эксперимента не подвергались никакому воздействию.
Транскраниальная стимуляция длилась 20 минут. Во время процедуры и еще в течение 10 минут после нее добровольцам предлагалось выполнить задание, разбитое на пять блоков. Новоявленным студентам показывали фотографии знакомых им предметов. Каждой картинке соответствовало слово на выдуманном языке. Представьте, что каждый раз в тот момент, как на мониторе появлялся снимок автомобиля, голос из динамика произносил «абракадабра». Постепенно испытуемые учились ассоциировать привычный им предмет с несуществующим словом. Иногда среди повторяющихся «правильных» комбинаций проскальзывали «неправильные» пары, где «абракадабру» иллюстрировал не автомобиль, а велосипед. В таких случаях участникам нужно было нажать на соответствующую кнопку, дав знать, что комбинация неверна.
Добровольцы, подвергавшиеся анодной, катодной или псевдостимуляции, одинаково хорошо справлялись с первыми блоками заданий. Однако чем чаще повторялись слова, тем сильнее вырывались вперед люди, прошедшие процедуру под анодом. В конце учебной сессии их результаты были выше, чем у других добровольцев.
После завершения обучения ученые проверили знания участников, попросив их перевести усвоенные несуществующие слова на родной для них немецкий язык. Добровольцы, подвергавшиеся анодной стимуляции, гораздо лучше запомнили выученное, нежели люди из плацебо-группы и, тем более чем те, кто прошел катодную стимуляцию. Их уровень правильных ответов составил 95%, в то время как этот показатель у плацебо-группы был порядка 90%, а у катод-группы – 88%. К сожалению, эффект процедуры не длительный – спустя неделю между словарным запасом участников уже не было никаких различий. Но интересно, на что будет способен не один, а несколько сеансов стимуляции под анодом.
Конечно, в первую очередь врачи станут использовать анодную транскраниальную стимуляцию для лечения больных, чья речь нарушилась из-за повреждения речевых отделов коры в результате травм или болезней. Однако перед здоровыми людьми, которые желают быстрее выучить иностранный язык, открываются весьма заманчивые перспективы.
Надежда Маркевич